Поиск:
06:10, 19 ноября 2017, воскресенье
Версия для слабовидящих

2011 год. Выпуск № 4

Содержание

  1. Поздравление главы района с Днем Победы
  2. Все — для фронта, все — для Победы
  3. Владимир Бартенев: «Я не герой, я просто был на войне»
  4. О человеке трех эпох
  5. Самолет под землей
  6. Метростроители приступили к разборке горнопроходческого комплекса ВИРТ

Поздравление главы Администрации Чкаловского района В.Н. Мишарина с Днем Победы

Уважаемые ветераны фронта и тыла! Уважаемые чкаловцы!

Сердечно поздравляю вас с 66-летием Победы в Великой Отечественной войне! С праздником, который был и, я уверен, останется самым важным и значимым в истории нашей страны.

Высокую цену заплатил советский народ за Победу над фашистской Германией. Великая Отечественная война унесла миллионы жизней, не обошла стороной ни одну семью. Почти половина свердловчан, ушедших в действующую армию, погибла на полях сражений, защищая Родину. Но не только на фронте боролись наши земляки с врагом, они днем и ночью ковали Победу в тылу. Свердловские рабочие, старики, женщины, дети внесли неоценимый вклад в победоносный исход Великой Отечественной.

Расположенному в глубоком тылу Чкаловскому району еще до момента начала отсчета его истории выпало участие в решении важнейшей для военного времени задачи по обеспечению фронта столь необходимой боевой техникой, различными видами военной продукции. С этой миссией район героически справился, преодолев все трудности и невзгоды. Этот необычайно сложный этап не только навсегда вписан в летопись минувшего, он остается неиссякаемым источником душевного подъема всех поколений, родившихся в мирное время и ставших преемниками первостроителей Чкаловского района, его защитников, его славы.

А наша святая обязанность — воздать должное поколению Победителей, на протяжении веков помнить и чтить их Подвиг. Помнить и чтить всех, кто сложил свои головы на полях сражений, кто погиб в фашистских застенках, скончался от ран в госпиталях, всех, кто ценой своей жизни отстоял свободу и независимость нашей страны. Я благодарю всех ветеранов за самоотверженность, стойкость, за активную жизненную позицию. Я желаю вам доброго здоровья, долгих и счастливых лет жизни.

С Днем Победы, уважаемые ветераны! С праздником, дорогие чкаловцы!


Все — для фронта, все — для Победы

У Чкаловского района особая судьба, особая история, для которой точкой отсчета стала Великая Отечественная война. А если точнее, то приказ Наркомата обороны об эвакуации на восток страны крупнейших предприятий индустрии. Столь масштабная передислокация промышленности, не имевшая до той поры аналогов ни по масштабам сложности, ни по срокам проведения, дала ошеломляющий результат, который стал возможен только благодаря героизму и самоотверженности советского народа.

За годы войны в Свердловске, по существу, заново были созданы такие отрасли машиностроения, как энергетическая, химическая, инструментальная. Все это происходило в чрезвычайных условиях. В таких же чрезвычайных условиях формировался Чкаловский район, бывший в начале войны просто южной окраиной города. Именно она и стала местом назначения для многих и многих прибывших из западных областей страны эшелонов с людьми и с оборудованием для заводов. На глазах она превращалась из глубокого тыла в один из передовых рубежей сопротивления натиску фашистов.

Фронт требовал танки, самолеты, артиллерийские и минометные установки, винтовки, автоматы. Все было подчинено решению этой задачи. Цеха для выпуска военной продукции возводились в небывало короткие сроки, нередко оборудование устанавливалось прямо под открытым небом: выпуск продукции начинался раньше, чем возводились заводские корпуса. Эвакуированный киевский завод «Большевик», разместившийся на площадке, где планировалось создание машиностроительного гиганта, — Уральского завода химического машиностроения — уже 23 февраля 1942 года выдал первую партию полковых минометов, собранных в цехах, над которыми еще не везде были перекрытия.

Стране был необходим алюминий, но крупные заводы по его производству оказались на оккупированной территории, поэтому предстояло оснастить оборудованием Уральский алюминиевый завод. Редукторы, теплообменную аппаратуру, смолоперегонные кубы, произведенные уралхиммашевцами, Нижнетагильский коксохимический комбинат и УАЗ получили уже в октябре 1941 года.

В том, что завод был пущен в столь короткий срок, неоценимая заслуга рабочих и специалистов треста «Уралтяжтрубстрой», созданного в августе 1941 года по решению Государственного комитета обороны. В годы войны работникам треста пришлось строить на территории района и другие заводы химической отрасли: эбонитовых изделий, шинный, резиновых технических изделий.

В декабре 1941 года началась история завода резиновых технических изделий. В годы войны предприятие оставалось практически единственным в стране, поставлявшим резиновые технические изделия для орудий, танков, самолетов. За образцовое выполнение заданий Государственного комитета обороны в 1945 году многие труженики завода были удостоены высоких правительственных наград, а предприятию на вечное хранение было вручено Красное знамя Государственного комитета обороны.

В конце 1941 года из Москвы в Свердловск был эвакуирован завод, известный лишь небольшому кругу специалистов, непосредственно связанных с производством секретной продукции для нужд военной авиации. 30 апреля 1942 года он выпустил первую продукцию на уральской земле.

Холодной зимой 1942 года из Москвы был эвакуирован опытный шинный завод. А 23 марта 1943 года была изготовлена первая уральская шина для грузового автомобиля ЗИС-5. Совсем немногочисленный коллектив обеспечивал выпуск автопокрышек для нужд фронта, в том числе массивных шин для танков.

Строительство Нижне-Исетского завода металлоконструкций было начато на базе технологического оборудования завода металлоконструкций, эвакуированного в 1941 году из Донецка. Мастерские под открытым небом в 1943 году выпускали по 200 тонн металлоконструкций в месяц, в том числе для собственного строительства и стоящегося рядом Уралхиммашзавода.

Во время Великой отечественной войны в подчинение Наркомата боеприпасов перешел и лифтостроительный завод, также производивший продукцию для фронта: гранаты, авиабомбы, дымовые завесы. В 1942 году поступил заказ на реактивные снаряды к «Катюшам».

Разместившийся на площадке «Огнеупора» перебазированный из Подмосковья завод уже в марте 1943 года начал выпуск электроугольных изделий для предприятий связи, автомобильной, авиационной и других отраслей промышленности.

Биографии всех предприятий, на базе которых и возник Чкаловский район, очень схожи. Как и условия, в которых они создавались: бараки, скудный паек и работа, работа, работа. Но важнее всего было достижение главной цели: «Все для фронта! Все — для Победы!». И чкаловцы делали все, чтобы приблизить этот долгожданный, этот незабываемый самый первый День Победы.


Владимир Никитович Бартенев: «Я не герой, я просто был на войне»

Стояла июньская жара 1941 года. Мальчишки наравне со взрослыми трудились на сенокосе — на селе лоботрясов не любят. Восьмиклассник Володя Бартенев перевел дух и с новыми силами взялся за работу, ловко управляя конными граблями, когда услышал чей-то крик: «Война началась, все срочно на митинг».

Сельчане собрались у бумажного радио. С каждым словом диктора в толпе нарастала немая тревога. Но Володя еще не понимал, отчего взрослые стали вмиг такими серьезными. Ну, война и война — нехитрое дело. Но вскоре, уже на фронте, он понял, как тогда ошибался.

Володю призвали в армию в 1943 году. В действующую часть попал уже в 1944-м, до этого проучившись несколько месяцев в Таллинском военно-пехотном училище, которое было передислоцировано из Прибалтики в город Тюмень. Но вскоре, по приказу Министра обороны, училище закрыли. Курсантов и весь преподавательский состав отправили на фронт.

Владимир попал в 35-й запасной артиллерийский полк в Новосибирске. Пули не свистели над головой, с самолетов не сбрасывали бомбы, но и тут приходилось совсем нелегко. С продовольствием было тяжело, многие заболевали. В качестве профилактики от цинги солдатам давали пить воду, в которой предварительно замачивали еловые ветки. Каждую неделю уходили из Новосибирска эшелоны на фронт, а Володю Бертенева все держали на скамейке «запасных». И тогда Владимир сам обратился к своему командиру с просьбой отправить его туда, где идет настоящая война.

Так Бертенев оказался на фронте, в отряде, занимавшемся уничтожением «власовцев» и «бендеровцев». Володя застал конец войны. Но что это значит для человека, тем более для парня, который только начинает жить?! Ведь там стареют быстрее, чем мудреют в обычной жизни. Один день на фронте — не сравнится и с годами мирного времени. Поэтому все так ждали окончания войны, принесшей немыслимые страдания и невосполнимые потери.

9 мая 1945-го — самое яркое и самое светлое воспоминание в памяти Бартенева.

Владимир с двумя товарищами стоял в карауле. Вдруг небо вспыхнуло красным заревом, послышалась стрельба. Друзья решили, что немец прорвал оборону. С минуты на минуты они ждали приказа командования вступить в бой. Неожиданно зашуршала радиостанция, и прозвучали слова, которые вся страна ждала долгие, мучительно трудные годы: «Война кончилась».

Вот почему не прекращалась стрельба — это были первые залпы первого салюта первого 9 мая. В лесу собрались тысячи солдат и офицеров, тут же организовали праздничный стол, все обнимались и не могли сдержать слез. Володя тоже плакал от счастья…

Владимир Никитович Бартенев, рассказывая о событиях прошедших лет, и сегодня не скрывает слезы. Он не любит вспоминать те дни, не считает себя героем. Но делает все возможное, чтобы передать молодому поколению память о событиях Великой Отечественной войны. И должность председателя Совета ветеранов ОАО «Уралхиммаш» обязывает.

Так, к 65-летию Победы Владимир Никитович предложил идею создания книги о том, как предприятие жило во время Великой Отечественной войны. Также Бартенев — один из организаторов традиционного праздничного шествия 9 Мая, в котором принимают участие не только ветераны, труженики тыла, но и сотни учащихся, жителей микрорайона Химмаш.

Нынешний год не станет исключением.


О человеке трех эпох

Этому энергичному, подтянутому мужчине 97 лет. Почтенный возраст для него — не причина для уныния, для жалоб на болезни и современное поколение, не похожее на его сверстников лет 80 назад. Его года — это жизнь, полная событий; о некоторых из них Владимир Петрович Русалеев рассказал нашей газете.

После окончания школы Владимир Русалеев решил поступать в пединститут в городе Вятка. Мечтал стать географом, но, сдав экзамены, не прошел по конкурсу. Трудности его никогда не пугали, и в этот раз, не растерявшись, он пошел учиться на только что открывшийся кооперативный факультет. Поскольку преподавателей было мало, да и специальность только появилась, через год всех студентов перевели в город Самару.

Закончив институт, Владимир Петрович получил назначение на работу преподавателем бухгалтерского учета в школу кооперативного учредительства в родной Вятке. Но вскоре школу закрыли, и тогда райком комсомола предложил молодому учителю продолжить учебу в Ленинграде. Так, в 1934 году Русалеев был зачислен на экономический факультет Ленинградского института советской торговли. И уже после получения диплома по распределению приехал трудиться в город Свердловск.

А осенью 1937 года пришла повестка из военкомата. Русалеева направили в авиационную школу, где он целый год осваивал новую для себя специальность — летчик-наблюдатель.

— Мы учились летать на старых самолетах, деревянных бипланах, таких сейчас и в помине нет, — рассказывает Владимир Петрович. — Скорость у них была маленькая, на большую высоту подняться тоже не могли. После окончания авиационной школы нас отправили на Халхин-Гол, но нашей подготовки для участия в боях было недостаточно. В общем, маршал Георгий Константинович Жуков отправил нас обратно, в СССР.

Демобилизовавшись, Владимир Петрович получил звание младшего лейтенанта и вернулся на прежнюю работу. Но при этом его пригласили читать лекции в Свердловский техникум советской торговли (ныне Екатеринбургский торгово-экономический техникум), а вскоре он и сам стал преподавателем. В этой должности и встретил начало войны. Тут же пришла повестка — и через три дня его направили на Дальневосточный фронт:

— Мы приехали в Комсомольск-на-Амуре. Хотя у меня и было звание штурмана, но возраст для авиации был неподходящий: 30 лет для летчика — это много. Да и как управлять новой техникой, я не знал. Нас не стали переучивать, а просто распределили работать по гражданским специальностям. Вот так я стал начальником финансовой части 2-й Краснознаменной Армии 2-го Дальневосточного фронта.

Конечно, в отличие от западной части страны, где бушевала жесточайшая война, на Дальнем Востоке было относительно тихо. Но на самой границе стояла полумиллионная Квантунская армия Японии, вооруженная до зубов, в любой момент готовая напасть. Неспокойно было и в частях, постоянно происходили стычки с противниками. Настоящие бои на востоке продолжались всего месяц, когда началась японская кампания, уже после Победы, но потерь было много. После разгрома фашистов многие военные части были переброшены на Восток. Через город Свободный, где располагалась моя часть, днем и ночью шли воинские эшелоны.

Сразу после окончания войны довелось побывать Владимиру Петровичу на Южном Сахалине:

— С острова выгнали всех японских военных, а стариков, которые держали огороды — оставили. Но потом наши люди стали пропадать. Был человек — и раз, исчез. Тогда погнали и этих японских стариков. И мы остались без овощей и зелени, без витаминов. Питались черемшой, заваривали пихту, порой хлеба не хватало. Но, надо сказать, всегда были американская тушенка и спирт. Вот так и пережили. А приехал я домой совсем без волос и без зубов — такая страшная цинга была.

Служба на Дальнем Востоке закончилась для Владимира Петровича в октябре 1945 года. Месяц лежал в госпитале в Комсомольске-на-Амуре. Долечивался в Свердловске. Дома его ждали жена Нина Михайловна, капитан медицинской службы, всю войну проработавшая в госпиталях, и две дочери. Им тоже пришлось несладко. Еще несколько лет после окончания войны супруги ходили в военной форме, денег на приобретение другой одежды попросту не было.

После демобилизации Владимир Петрович вернулся к преподавательской деятельности. Пришли и учителя, и студенты — все фронтовики. А с 1957 года и до выхода на пенсию Русалеев Владимир Петрович трудился директором техникума. За то время, когда Владимир Петрович возглавлял учебное заведение, ему удалось построить общежитие для студентов и здание нынешнего техникума общественного питания. Также активно участвовал и в общественной жизни, с преподавателями организовал торгово-общественный отдел. Для обмена опытом его даже приглашали в Москву. И в то же время, будучи директором, он не переставал давать уроки. Общий стаж педагогической деятельности у Владимира Петровича — 40 лет! А, выйдя на пенсию, Русалеев создал музей истории техникума, и опять же помогли бывшие ученики и коллеги.

Повествуя о своей жизни, он не забывает рассказывать и о других людях: учениках, коллегах и известных личностях, которые ему повстречались на жизненном пути. Вот, например, однажды довелось Владимиру Петровичу увидеть вживую полководца Победы. Когда маршал Жуков командовал Уральским военным округом, он жил недалеко от Зеленой рощи. И часто по вечерам прогуливался по улице — без охраны.

Однажды, мельком, увидел в окне поезда и самого «вождя народов» — Сталина.

Кажется, для Владимира Петровича вообще не существует плохих людей, в каждом и для каждого он находит частичку тепла. С невероятной любовью рассказывает и о своей супруге, с которой прожил душа в душу 65 лет (к сожалению, сейчас Нины Михайловны уже нет в живых), о дочерях, внуках, правнуках и самой маленькой Настеньке, которая приходится Владимиру Петровичу праправнучкой.

Владимир Петрович — удивительный человек, человек трех эпох. Родился в Царской России, рос и работал в СССР, живет в современной России. Много испытаний выпало на его долю. Но каждое из них стало еще одним доводом в пользу любви к жизни и к людям.

Самолет под землей

На станции метро «Чкаловская» в конце марта начались отделочные работы. В их финале станция будет выглядеть, как фюзеляж самолета — того самого, на котором знаменитый летчик Валерий Чкалов совершил рекордный перелет через Северный полюс.

— Станция будет отделана металлом, путевые стены, вдоль которых движется поезд, облицованы мрамором, а пол выложен полированным гранитом, — рассказывает директор «Метрострой — ПТС» Юрий Дозорец. — Колонны каплевидной формы будут выполнены из нержавеющей стали. Листы металла на потолке по проекту должны соединяться заклепками, как обшивка воздушного судна. На металле будут повторяться знаки № 025 — это номер борта, на котором летал Чкалов. Вдоль посадочной платформы в полу разместится цепочка красных светильников — они символизируют посадочную полосу, а кроме этого служат предупреждением для пассажиров и обозначают линию, за которую нельзя заходить.

Мрамор и гранит на «Чкаловскую» уже завезены. По словам Юрия Ивановича, к их укладке метростроевцы приступили в первых числах апреля, начался монтаж эскалаторов.

— Над эскалаторным туннелем уже установлены декоративные зонты из алюминиевого профиля, — рассказывает мастер «Метростроя» Алексей Пашнин. — Сейчас мы занимаемся отделкой служебных помещений — штукатурными и малярными работами. А путевые стены станции уже подготовлены к укладке мрамора.

«Чкаловская» — одна из самых глубоких станций екатеринбургского метрополитена: посадочная платформа на ней располагается на 39 метров ниже поверхности земли. При строительстве «Чкаловской» было учтено, что в будущем она должна соединяться с другими ветками метро. Перспективные туннели для такого соединения уже пройдены.

Из станции будет 7 выходов на поверхность. Чтобы выстроить их и проложить подземные переходы, понадобится переносить трамвайные пути и перекрывать дороги. Полностью останавливать движение на улицах Щорса и 8 марта не предполагается. Оно пройдет в несколько этапов.

Заместитель главы администрации Чкаловского района по вопросам экономики и строительства Максим Топорков:

— Мы видим, что работы на «Чкаловской» идут по графику и ожидаем, что к декабрю обе станции будут введены в строй. За счет строительства подземных переходов значительно улучшится транспортная ситуация на перекрестке улиц Щорса и 8 марта — движение автомобилей станет быстрее.

В июне на «Чкаловской» планируется закончить строительные работы, а в сентябре — архитектурные и отделочные. Строительство пешеходных переходов станции метро будет осуществляться до ноября. В период с июля по октябрь запланировано выполнение работ по благоустройству территории строительных площадок.

На «Ботанической» отделочные работы в вестибюлях № 1 и № 2, а также на платформенной части, будут проводиться в период с марта по июль 2011 года. Параллельно этому будет осуществляться устройство верхнего строения пути. Эти работы будут закончены в июне.

Светлый гранит станет визитной карточкой «Ботанической». Как правило, метростроители используют светлый гранит для укладки напольного покрытия, мрамор — стен. На «Ботанической» полы и стены станции будут покрыты гранитом. Так решили архитекторы, выступившие авторами проекта внутреннего убранства станции. По их замыслу подземная часть «Ботанической» будет напоминать внутренности пчелиного улья. Поэтому конструкция потолка будет выполнена в виде сот, а в цветовой гамме внутреннего пространства станции будут преобладать теплые медовые оттенки.

Отдельная часть проекта строительства станции метро «Ботаническая» — переустройство улиц Шварца и Белинского. Строительство пешеходных переходов № 3 метростроевцы уже закончили. Восстановлено движение по улице Шварца. Далее начнется отделка пешеходных переходов мрамором и гранитом. Работы по благоустройству территории начнутся в апреле и продлятся до сентября. Устройство пешеходного перехода № 4 проходит по графику. Оно продлится до июля. В целях строительства ограничено движение по одной полосе улицы Белинского. Ограничивать движение будут поэтапно, в зависимости от проводимых работ. Работы по благоустройству территории начнутся в апреле и продлятся до сентября.

Когда станции будут сданы, метростроевцы без работы не останутся. Их опыт очень пригодится на строительстве второй ветки метро, подготовительные работы для строительства которой сейчас ведутся.


Метростроители приступили к разборке горнопроходческого комплекса ВИРТ

20 апреля состоялась торжественная сбойка участков правого перегонного тоннеля между пусковыми станциями метро «Чкаловская» и «Ботаническая».

В мероприятии, состоявшемся под землей на глубине 40 метров примерно в районе пересечения улицы Степана Разина и Авиационной, приняли участие Глава Екатеринбурга — Председатель Екатеринбургской городской Думы Евгений Порунов, глава Администрации города Екатеринбурга Александр Якоб, первый заместитель главы Администрации города Екатеринбурга Сергей Швиндт и заместитель главы Администрации города Екатеринбурга по вопросам капитального строительства и землепользования Владимир Крицкий. Почетными гостями церемонии стали губернатор Свердловской области Александр Мишарин и член Совета Федерации от Свердловской области, первый мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий.

Можно сказать, что сооружение первой линии метро вышло на финишную прямую.

Сразу же после торжественной сбойки участков правого перегонного тоннеля между пусковыми станциями метро «Чкаловская» и «Ботаническая», глава Администрации города Екатеринбурга Александр Якоб дал метростроевцам команду приступить к демонтажу ВИРТа.

Комплекс полностью выполнил свою задачу по проходке тоннелей первой линии екатеринбургской подземки и должен быть подготовлен к работе на второй ветке метро. Как известно, в этом году начнется ее проектирование, а изыскательские работы на оси новой ветки метрополитена уже проведены в полном объеме. В перспективе она должна будет соединить восток и запад уральской столицы.

© 2002 - 2017 Администрация г.Екатеринбурга
© 2002 - 2017 Официальный портал г.Екатеринбурга
Рейтинг UralWeb

Главные новости города